Мозаики и фрески собора Св. Софии в Киеве Фрески Салоник и собора Св. Софии в Охриде Византийские влияния на Западе Манускрипты XII века Монументальная живопись Фрески XII века Русь: монументальные росписи Киева Венецианские мозаики


Курс лекций по истории искусства

Перечисленные столичные рукописи принадлежат к лучшему, что дала византийская иллюстрация на протяжении XII века. Все другие константинопольские манускрипты отличаются худшим качеством и еще большим схематизмом исполнения. В трактовке лиц появляется наведенная белилами линейная разделка (Послания апостолов, Апокалипсис и другие сочинения в Париже gr. 224, ранний XII век43, Догматический Паноплий Евфимия Зигабена в Ватикане gr. 666 (табл. 257), XII век44, Евангелие в Венеции Marc. gr. Z540 (табл. 258), ранний ХII век45), стилизация ландшафта достигает чисто гротесковых форм (Евангелие в Историческом музее в Москве греч. 41 (табл. 259), начало ХII века46), рисунок становится все более небрежным (Октатевх в Топкапы Сарай в Стамбуле 8, исполненный во второй четверти ХII века для Исаака Комнина47).


260. Заставка и фигурный инициал с изображением Рождества Христова. 1143–1181 гг. Монастырь св. Екатерины, Синай. Лист из Слов Григория Назианзина cod. 339


261. Евангелист Марк и Крещение. Вторая половина XII века. Исторический музей, Москва. Миниатюра из Евангелия греч. 519

С середины XII века доминируют совершенно плоские формы, в композициях появляется ремесленный штамп, застылые движения сухих фигурок выдают минимальное разнообразие, лица моделируются при помощи тяжелых зеленых тонов, поверх которых накладываются в виде тонких линий белила, архитектурные и пейзажные фоны настолько упрощаются, что теряют почти всякую связь с реальностью. Типичными образцами стиля второй половины XII века являются две близкие друг к другу рукописи Слов Григория Назианзина во Флоренции и на Синае (Laur. Plut. VII, 32 и Sinait. 339)48 и Евангелия в Москве (греч. 519)49 (табл. 261) и во Флоренции (Plut. VI, 23)50. Синайский манускрипт изготовлен по заказу игумена «царского» монастыря Пантократора для одного из монастырей на острове Лемнос. Вкомпонованные в заставки различные сцены и фигуры святых исполнены в ремесленной манере (табл. 260). Орнамент грубый, фигурные инициалы утратили тонкость отделки. Не многим лучше и флорентийское Евангелие, которое послужило Г. Милле одним из источников для реконструкции александрийской редакции евангельской иллюстрации. Фигуры евангелистов изображены на фоне совершенно плоских, условных архитектурных сооружений. Отдельные здания сопоставлены согласно принципу неорганического суммирования, типичному для композиционных решений XII века. Разбросанные в тексте и на полях евангельские сцены располагаются в виде фризовых лент (табл. 262–263). Яркие сухие фигурки покрыты тонкой золотой штриховкой. Но стоит их сравнить с аналогичными фигурками в рукописях XI века, как сразу бросается в глаза разница в стиле: все, что было изящным, легким, полным свежей творческой оригинальности, становится вымученным, тривиальным, стандартным

262–263. Миниатюры из Евангелия Plut. VI 23. Вторая половина XII века. Библиотека Лауренциана, Флоренция.


262. Сцены из жизни Христа


263. Сцены из жизни Христа

До нас дошли главным образом предметы, имевшие распространение в высших кругах византийского общества, а также культового назначения. Многие из них изготовлены из золота, серебра, слоновой кости, шелка и т. п. Наши представления об искусстве относительно широких кругов византийского общества весьма ограничены; тем более нет данных о народном искусстве: существовало ли оно вообще и в каких формах?
Мозаики собора Св. Софии в Константинополе